Наверх
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×
victory
до 9 мая
00 дней
00 часов
00 минут
События О Министерстве Деятельность Документы Программы Обращения Вакансии Контакты

Формирование комплексной системы обращения с отходами в крае: итоги и планы


Субсидии региональным операторам по обращению с ТКОАнтимонопольный комплаенсБаза энергоэффективных решенийЖилищные услугиИнвестиционные программыИнформация о ритуальных услугахГранты бюджетным учреждениямКапитальный ремонт МКДМусорная реформа. Твердые коммунальные отходыНациональные проектыЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДАЭКОЛОГИЯРегиональный проект края «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами»Информация о руководителе проектаПаспорта проектаНовости о ходе реализации проектаОтчеты о ходе реализации регионального проектаИнформация о реализации проектаИнформация об общественных обсуждениях проектаИнформация о раздельном сбореПроизводство продукции с содержанием вторичных ресурсовНормативы коммунальных услугОбеспечение жилыми помещениямиПереселение граждан из аварийного жилищного фондаПодготовка и прохождение отопительного периодаПротиводействие коррупцииРазвитие инженерной коммунальной инфраструктурыСО НКОВнутренний финансовый аудитФинансовая грамотностьСубсидии гарантирующим поставщикамСубсидии на возмещение недополученных доходовСветофор "Платежная дисциплина"Жилищно-коммунальная техникаСубсидии на тепловую и электрическую энергию

27.12.2019 Формирование комплексной системы обращения с отходами в крае: итоги и планы

 

С 2019 года в стране стартовала реализация национальных проектов, в том числе национального проекта "Экология", предполагающего создание комплексной системы обращения с отходами во всех субъектах. Все регионы должны перейти на новую систему обращения с отходами с 1 января 2020 года. Какая ситуация с реализацией данной реформы складывается в Хабаровском крае в преддверии нового года?

Д.В.: Реформа системы обращения с отходами или, как ее сейчас часто называют в средствах массовой информации, "мусорная реформа" – это, прежде всего, создание комплекса мер и проведение мероприятий, обеспечивающих формирование замкнутого цикла обращения с отходами: от сбора отходов до их утилизации (вторичной переработки) и захоронения.

Основной целью реформы и является создание такой системы, при которой как можно меньшее количество отходов будет подлежать захоронению на полигонах и как можно большее – сортировке и вторичной переработке.

Многие сегодня отождествляют начало реализации реформы с выбором регионального оператора по обращению с отходами. Однако это не совсем так. Выбор регионального оператора – это только одна из задач реформы, в реализации которой гораздо больше показателей.

Каковы основные показатели реализации реформы?

Д.В.: Определено два основных показателя, которые необходимо достичь к 2024 году в Хабаровском крае: доля отходов, отправляемых на обработку (сортировку), должна составлять 60 процентов от общего количества образуемых отходов, на утилизацию (переработку) – 36 процентов. Это показатели нацпроекта "Экология", установленные для края.

Данные показатели разбиты по годам. Так, например, на 2019 год для Хабаровского края определено, что 12 процентов отходов должно быть направлено на обработку, 7 процентов отходов – на утилизацию. Данные показатели ежегодно увеличиваются, достигая к 2024 году 60 и 36 процентов, названных ранее.

Планируется, что в Хабаровском крае к 1 января 2020 года на обработку будет направляться 16 процентов отходов, на утилизацию – 10,4 процентов.

Этого удалось достичь благодаря введению в эксплуатацию нескольких объектов обработки отходов. Совокупный объем запущенных мощностей в 2019 году составил 122 тыс. тонн обрабатываемых отходов в год.

Получили тариф на обработку отходов в этом году экологическая компания "ИНА-ДВ", которая работает в сфере вторичного сырья, сортировки и утилизации коммунальных отходов (Хабаровский район), Хабаровская мусороперегрузочная станция "Южная" и компания "Сталкер" в городе Комсомольске-на-Амуре.

Компаний, занимающихся вторичной переработкой (утилизацией) отходов, в крае более десяти и они также наращивают свои мощности.

Таким образом, показатели реформы 2019 года в Хабаровском крае выполнены.

Каким образом планируется достичь показателей, установленных до 2024 года?

Д.В.: Чтобы утилизировать отходы, в первую очередь, необходимо отобрать полезную фракцию, следовательно, необходимы дополнительные мощности по сортировке отходов, причем "глубокой" сортировке, с отбором различных фракций.

На сегодняшний день в завершающей стадии находится инвестиционный проект – предложение компании "Экотехнопарк Восточный" установить комплекс по сортировке 220 тыс. тонн отходов в год с выделением порядка 8-9 полезных фракций объемом до 50 процентов, которые можно направить на вторичную переработку. Это жесть, полиэтилен, пластик, картон, макулатура и т.д.

Компания уже реализовала на территории Российской Федерации несколько проектов, самым известным из которых является мусоросортировочный комплекс в г. Тюмени.

Инвестиционный проект по строительству мусоросортировочного комплекса в г. Хабаровске будет реализован в форме концессии, и до конца года планируется подписать соответствующее концессионное соглашение.

Самый сложный вопрос, связанный с подбором земельного участка, удалось решить. Будет выделен участок, прилегающий к МПС "Северная". Таким образом, удастся объединить работу сортировочного комплекса и мусороперегрузочной станции в единый технологический процесс, при котором на первом объекте отходы будут сортироваться с выделением полезных фракций, а остатки, не подлежащие переработке, будут спрессовываться на втором объекте и вывозиться на полигон.

При этом жители Хабаровска не увидят разницы в квитанциях, так как за счет снижения объемов мусора, вывозимого на полигон в пос. Сита для захоронения, в тарифе снизится составляющая на транспортировку отходов, за счет чего будет обеспечен возврат инвестиций на создание объекта. То есть тариф на вывоз мусора не вырастет в Хабаровске, не смотря на строительство объекта стоимостью 1 млрд. 300 млн. руб.

Срок реализации проекта по строительству комплекса – 2022 год. Также следует отметить, что после возврата инвестиций, данный комплекс будет передан в публичную собственность.

Также необходимо сказать, что в бюджете на 2020 год запланированы средства в объеме 87 млн. руб. на проектирование еще трех объектов сортировки: в г. Комсомольске-на-Амуре, Советско-Гаванском и Николаевском районах. Эти объекты при самых пессимистичных оценках обеспечат в полном объеме исполнение показателей 2024 года, по оптимистичному прогнозу показатели будут превышены, достигнув по обработке отходов 80 процентов.

Как обстоят дела с выбором регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в крае?

Д.В.: Как уже было отмечено ранее, выбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами – это одна из задач, которые необходимо решить в рамках реформирования системы обращения с отходами.

На сегодняшний день все объявленные конкурсы по выбору регионального оператора по зонам деятельности на территории края не состоялись, так как компании не подали заявки на участие. Исключением стала зона деятельности № 2, включающая город Комсомольск-на-Амуре и пять поселений Комсомольского района, где региональный оператор был отобран по результатам конкурса.

С чем связаны трудности перехода на новую систему обращения с отходами в крае, в том числе при выборе регионального оператора?

Д.В.: Трудности с выбором регионального оператора связаны с высокими финансовыми рисками деятельности оператора. Как показывает опыт субъектов, в связи с низкой собираемостью платежей за услугу по обращению с отходами ряд региональных операторов оказался в тяжелом положении. Для Хабаровского края данные риски не менее актуальны, в связи с чем к выбору оператора следует подойти с особенной осторожностью.

Не менее важный вопрос при переходе на новую систему обращения с отходами – это исключение платы за вывоз мусора из состава платы за жилищные услуги. В некоторых случаях стоимость вывоза мусора существенно занижена управляющими компаниями и составляет 2-2,5 руб. с кв. метра, тогда как экономически обоснованная цена – 5-5,5 руб.

Этот вопрос имеет принципиальное значение, так как при переходе на новую систему обращения с отходами и выходе регионального оператора именно на эту сумму должна быть уменьшена плата граждан за содержание жилья. Пока данный вопрос не урегулирован со всеми управляющими компаниями, однако с большинством из них удается договориться.

Есть еще ряд ключевых факторов, затрудняющих реализацию реформы обращения с отходами в крае. Прежде всего, это удаленность территорий, огромные расстояния между поселениями края и отсутствие в муниципальных образованиях полигонов, имеющих необходимые лицензии.

При существующем тарифном регулировании в тариф регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не включаются расходы на транспортирование отходов от мест сбора до мест временного складирования. Это также создает дополнительные финансовые риски для регионального оператора и существенно сокращает количество компаний, имеющих возможность и желание занять эту нишу.

 

Как нивелировать обозначенные риски при переходе на новую систему обращения с отходами?

Д.В.: Чтобы исключить влияние названных факторов на формирование комплексной системы обращения с отходами в крае, обеспечить гарантированный вывоз мусора и не допустить необоснованного роста платы граждан Губернатором края принято решение о создании в 1 квартале 2020 года на территориях (зонах деятельности регионального оператора), экономически непривлекательных для компаний, краевой структуры. Данная структура будет выполнять функции регионального оператора на тех территориях (зонах деятельности), где не удастся выбрать оператора по конкурсу.

Кроме того, в настоящее время с Министерством природных ресурсов Российской Федерации прорабатывается вопрос об узаконивании некоторых свалок на территории края, чтобы данные объекты до 2023 года могли быть использованы региональным оператором для размещения отходов. Но, к сожалению, требования даже по этим объектам достаточно жесткие (наличие разработанной и утвержденной программы мониторинга окружающей среды, ограждений, шлагбаума, производственного-бытового здания и т.д.). В настоящее время Минприроды России рассматриваются документы по четырем таким объектам (г. Комсомольск-на-Амуре, г. Амурск, пос. Эльбан Амурского района и с. Ильинка Хабаровского района).

Какие рекомендации к территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края были даны Российским экологическим оператором?

Д.В.: Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в крае разработана довольно качественно, в этом году в нее были внесены необходимые изменения и доработки. Основной же рекомендацией Российского экологического оператора к территориальной схеме края стала разработка ее электронной модели, что и будет сделано до октября 2020 года.

Средства на разработку электронной модели территориальной схемы обращения с отходами заложены в бюджете края на следующий год.

От чего будет зависеть тариф на услугу регионального оператора по обращению с отходами?

Д.В.: Деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является регулируемой. Поэтому и тариф на услугу по обращению с отходами должен быть урегулирован комитетом по ценам и тарифам Правительства края, а следовательно должен быть обоснован, подтвержден фактическими затратами, понесенными на оказание данной услуги, а также необходимыми документами и расчетами.

Как будет производиться расчет платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами: исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, или площади этого помещения?

Д.В.: На сегодняшний день рассчитаны нормативы накопления твердых коммунальных отходов и на одного человека, и на квадратный метр. Проведенные опросы показали, что для граждан предпочтительнее расчет платы за услугу по обращению с отходами исходя из количества проживающих в помещениях.

Однако временно, в переходном периоде, региональному оператору целесообразно расчет платы граждан производить исходя из норматива на квадратный метр, так как сейчас нет возможности получить полные и достоверные сведения о количестве граждан, проживающих в том или ином жилом помещении. Федеральная миграционная служба еще не внесла данную информацию в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Тем не менее, следует иметь в виду, что с переходом на новую систему обращения с отходами услуга по вывозу мусора станет коммунальной, и рост платы на эту услугу будет ограничен предельными индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. То есть, если рост платы граждан при сопоставимых условиях превысит предельные индексы, жители в квитанциях увидят соответствующую компенсацию. В бюджете края средства на выплату компенсации ежегодно закладываются.

Для чего в крае в территориальной схеме выделено 19 зон деятельности регионального оператора по обращению с отходами?

Д.В.: 19 зон деятельности регионального оператора выделено для того, чтобы минимизировать "плечо" транспортировки отходов и тем самым минимизировать тариф, так как по закону на одной территории выбирается один региональный оператор и устанавливается единый тариф. В дальнейшем, зоны деятельности, в которых региональный оператор не будет определен конкурсным путем, могут быть объединены в одну, где будет действовать краевой оператор.

Как в целом проходит переход на новую систему обращения с отходами в крае, по Вашему мнению?

Д.В.: Хабаровский край плавно входит в реформу системы обращения с отходами, учитывая климатические, территориальные и иные особенности региона, а также опыт других субъектов Федерации в реализации данной реформы. В тоже время показатели национального проекта "Экология" край выполняет в установленные сроки.

ОДНО ОКНО ИНВЕСТОРА
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ, ИНВЕСТОР!
phone 8 (4212) 905515 telegrem t.me/investkhv site invest.khv.gov.ru/ message Обратная связь